Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Культура

Мальчик — ноль или "Убийца" по-трусовски (Обновлено!)

Понедельник, 30 мая 2011

В этом театральном сезоне состоялось долгожданное открытие малой сцены Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Ещё осенью руководство театра пообещало, что на этой площадке будет много нового и необычного. Премьерой там, пожалуй, стал “спустившийся” на псковскую сцену из разных уголков России театральный драмдесант, изюминкой и претенденткой на “Золотую маску” которого признали “Наташину мечту”. Гораздо позже появилась волнующая сентиментальная комедия “Уходил старик от старухи” — дебют уфимского режиссёра Евгении Лебедевой. Эксперименты продолжаются. Теперь вот “Убийца” Андрея Трусова по одноимённому произведению Александра Молчанова.

 

Постановка молодого петербургского режиссёра — второй опыт работы Трусова в Пскове. Мы с нетерпением ждали эксцентричную “Королеву красоты” по Мартину МакДоноху, премьера которой тоже должна была пройти, между прочим, на малой сцене. Мнения разделились, хотя многие критики и театралы признали свежесть новой драмы в псковском театре. И тут снова эксперимент (за это нужно поблагодарить режиссёра). “Убийца” — это современная молодёжная драма. Поэтому, видимо, так много студентов на представлении. Об этом, кстати, стоит сказать отдельно. Премьера переросла в корпоратив одного из ссузов города. Рядовые зрители вынуждены были наткнуться на закрытую кассу и реплики контролёров “Зал забит…” Будем надеяться, что молодёжь, присутствующая в этот вечер на спектакле, получила удовольствие…

 

А слушали и смотрели зрители с замиранием сердца. История ведь про их сверстников — главным героям по девятнадцать-двадцать лет. Возможно, кто-то усмотрел в них известных героев классика. Так же, как и Родион Раскольников у Достоевского, Андрей у Молчанова мучается вопросом “тварь ли я дрожащая или право имею?..” Главный герой (Максим Плеханов) задолжал карточному авторитету Секе (Николай Яковлев) значительную для студента сумму – 12 тысяч рублей. Денег нет, себя жалко, жить хочется… Поэтому он соглашается поехать к такому же горе-должнику и забрать для Секи 50 тысяч рублей. А если тот не отдаст — убить. И сопровождать-контролировать Андрея отправляется, нет, не Сонечка Мармеладова, Оксана (Екатерина Миронова) — грубая, хамоватая неудачница, любовница хулигана. Её исключили из института, поэтому без дела она слоняется хвостиком за своим “хозяином”.

 

“Убийца” Андрея Трусова несколько напоминает “Наташину мечту”, которую в рамках драмдесанта в Пскове ставила московский режиссёр Анна Потапова. Всё завязано на  внутренних монологах героев. Правда, в премьере петербургского режиссёра внутренняя речь иногда переходит во внешнюю, сливаясь в диалоги. От этого время от времени всё  расставляется по своим местам.

 

Признаюсь честно, я оказалась в числе тех, кому первый опыт Андрея Трусова на псковской сцене пришёлся по душе. Поэтому и предстоящую постановку ждала с большим интересом, но в первые минуты спектакля начала скучать. На сцене незамысловатые диалоги и актёрская игра, скудная сюжетная линия, а затем неправдоподобные любовные сцены. И вовсе не к актёрам этот укор — таков уж материал, судить его не стоит. Разнообразить всё это режиссёр решил световыми эффектами, выступлением брейкдансеров и звуковым сопровождением. Хотя иногда это лишь отвлекало и казалось неоправданным.

 

Язык, на котором общаются герои, сильно отличается от речей Достоевского. Нецензурная брань, небывалое для псковского театра количество жаргонных словечек. Сейчас этим, конечно, никого не удивишь — достаточно подобного и на многих телевизионных проектах. Но псковские актёры с задачей справляются несколько неумело: наиграно и передёрнуто. Хотя Максиму Плеханову даже в такой непростой роли удаётся оставаться собой: играя неуверенного в себе юношу, он сохраняет налёт благородства и добродетели. А вот Екатерина несколько зажата, оттого кажется и слегка неубедительной.

 

В общем, едет наш Андрюша за деньгами, только не к товарищу по несчастью, а домой, к маме, чтобы выпросить 12 тысяч и вернуть Секе без кровопролития. А по пути, не верится, конечно, но он влюбляется в пропащую девушку Оксану. В начале спектакля главный и единственный казалось бы положительный герой пьесы мучается внутренними сомнениями и переживаниями: есть ли Бог и зачем перед ним унижаться, ползать на коленях, а в конце — молит Его о милости. Дюша (прозвище Андрея) решительно настроен на убийство, но всё заканчивается как нельзя лучше: мама даёт 12 тысяч, должник Секи — 50, убивать никого не надо… Ещё и главный обидчик внезапно выпадет из окна. Это судьба, всё неслучайно, уверен герой. И деньги в кармане, и красавица “на шее”.

 

Все герои “Убийцы” хотят одного — счастья и благополучия. Только представления у них об этом разные: кому-то достаточно известности, признания окружающих, а кому-то – хорошей зарплаты. Но самое главное — ничего не делать. Всё само свалится в руки… Ужасающая инфантильность российской молодёжи.

 

Вроде бы happy end… А спокойствия нет. В своих мыслях Андрей – убийца, он рад тому, что больше нет Секи (смерть назойливого авторитета сделала его счастливее). Ещё и эта мадам, с которой проблем потом не оберёшься. Он влюблён, но стоит ли она того? Вот и получается как в песне Земфиры, которая стала саундтреком к спектаклю: “Денег – ноль, секса – ноль, музыка сдохла, мальчик – ноль…” Станет ли Андрей номером один после всех этих неурядиц, внутренних катастроф? Вряд ли… Только если научится брать на себя ответственность за всё происходящее с ним. Безысходность – единственное, что навевает трусовский “Убийца”.

Светлана Петрова, Псковское агентство информации.

Источник: Псков / Новости. Псковская область