Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Культура

170 лет со дня рождения автора "Выхода из церкви в Пскове" исполнилось 29 мая (Обновлено!)

Пятница, 28 мая 2010

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения художника Александра Ивановича Морозова, автора работы “Выход из церкви в Пскове”, написанной им в 1864 году.  Художник писал картину непосредственно с натуры, для этого он целое лето работал в Пскове. На ней изображена сцена, представляющая выход горожан из Варлаамовской церкви (на Запсковье) в Пскове. Вместе с тем, это типичная сцена жизни русского провинциального города. Действие происходит в солнечный день. В картине необычайно много света и воздуха. Колорит отличается чистыми и прозрачными красками. Об этом полотне восторженно отозвался И. Е. Репин: “Сколько солнца во всей картине! Как это ново и оригинально по пропорциям!” За “Выход из церкви” художнику в 1864 году присвоили звание академика.

на фото: картина «Выход из церкви в Пскове»

на фото: картина «Выход из церкви в Пскове»

Художник Александр Иванович Морозов родился 29 мая 1835 в Петербурге. С 1852 года учился в Санкт-Петербургской Академии художеств. А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал иконы, сообщает сайт “Русские художники”. Однако практически все его картины отличаются высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших отечественных музеях.

 

В молодости Морозов старался идти в ногу со временем: был участником “бунта четырнадцати”, возглавленного И. Н. Крамским, и покинул АХ в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели художников. Первые работы Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину “Выход из церкви в Пскове” (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои – все изображенные, критик находил в ней “правду жизни” (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу – “Сельская бесплатная школа” (1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

 

Однако после 1860-х гг. Морозова забывают, он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились – вероятно, потому, что его дар не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть спокойном, идеальном, “вечном” состоянии. Человека он мыслил в полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному методу Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь – и назвали его “запоздалым венециановцем”.

 

Таковы его картины “Отдых на сенокосе” (два варианта – ок. 1860 и 1861), “Летний день. Гатчине” (1878), “Поле зеленой ржи” (1880-е), “Хозяйкины заботы” (1898). В начале XX в. к этой традиции обратились, каждый по-своему, К. С. Петров-Водкин и 3. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев и К А Сомов.

Источник: Псков / Новости. Псковская область